В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностям и, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1990-2000 гг. Но серьёзно заговорили об инклюзивном образовании впервые совсем недавно. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г., разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. В ст. 3, 5, 79 закона выделены отдельные нормы, посвященные инклюзивному образованию и организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с реализуемой в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образовании детей (Приказ Минобрнауки России №ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей").
Что такое инклюзивное образование?
Это мало понятное для большинства людей слово означает, что в данной школе учатся не только обычные дети. В законе «Об образовании РФ» указано, что инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Термин происходит от французского слова inclusive(включающий в себя). Касается он системы образования, позволяющей в одном классе, в одной школе обучаться как здоровым, так и детям с особыми потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья. Идеология такого образования заключается в том, что должна быть полностью исключена любая дискриминация по здоровью.
В цивилизованном понимании «инклюзивное образование» - система, которая позволяет всем абсолютно детям социализироваться в среде сверстников, прожить полноценное эмоциональное детство.
Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование в нашей школе
В школе есть комната психологической разгрузки, учебный кабинет для занятий с детьми с особыми потребностями, оснащенный необходимыми техническими устройствами.
Задачей инклюзивного образования является уверенность в собственных силах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Сотрудники МБОУ СОШ №5 им. Г.А. Сорокина мотивируют детей к обучению в школе вместе с другими обучающимися, возможно, их друзьями и соседями. Создание безбарьерной среды, позволяющей получать знания, участвовать в жизни школы всем учащимся без ограничений, ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребёнка с ОВЗ в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению- это и есть основные цели и задачи.
Необходимо также сказать, что существование инклюзии в нашей школе позитивно скажется на типично развивающихся детях, а не только на учениках интеллектуальной недостаточностью. Помогая сверстникам активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, дети не заметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, в формировании социальных компетентностей, и последнее, но не менее важное – способствует искренней заботе и дружбе.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса: https://mbou-school5.nubex.ru/sveden/objects/
Приказ об организации обучения учащихся с ОВЗ, и (или) инвалидностью.
Специальные условия питания на странице https://mbou-school5.nubex.ru/sveden/food/
Информации о наличии диетического меню в образовательной организации:
Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому к вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. В нашей статье Вы узнаете, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.
Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде.
Только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По вопросам организации диетического питания обращаться к руководителю образовательной организации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 в МБОУ СОШ №5 имени Г.А. Сорокина созданы ЧАСТИЧНЫЕ условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
№ |
Условия |
Наличие |
1 |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, о доступе к информционным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
частично |
2 |
Обеспечение доступа в здания образовательной, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
частично |
3 |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
4 |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
5 |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
имеется |
6 |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
7 |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
имеются |
8 |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
не имеются |
9 |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формирования платы за проживание в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
не имеются |
Список сайтов разрешенных Министерством Просвещения РФ.
Регламент ведения электронного журнала в МБОУ СОШ №5 имени Г.А. Сорокина.
Ссылка на электронный журнал и дневник: https://sh-open.ris61edu.ru/auth/login-page
Ссылка на расписание учебных занятий: https://sh-open.ris61edu.ru/auth/login-page
Ссылка на электронное партфолио обучающихся: https://sh-open.ris61edu.ru/auth/login-page
Приложение для электронного дневника: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.barsopen.mydiary&hl=ru&gl=US
Реализация программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: https://mbou-school5.nubex.ru/12914/
Сферум — цифровой помощник для учителей, учеников и родителей. Использование ИКОП «Сферум» является частью информационной системы школы.
Положение о ведении классного электронного журнала.
Положение о личных делах обучающихся.
Положение о формах получения образования и формах обучения.
Памятка по использованию ресурсов сети Интернет.
Социальные сети:
Российское Движение Школьников
Ежедневное меню горячего питания (фото)
Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте в сети Интернет.
Ссылки на электронные ресурсы:
1. Министерство науки и высшего образования РФ.
№ п/п |
Наименование предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом: |
Наименование помещений, кабинетов, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ и с перечнем основного оборудования:
|
1 |
Русский язык, родной русский язык; литература, родная литература, внеурочная деятельность |
Кабинеты русского языка (№№ 23, 32, 34, 36) В каждом кабинете имеется компьютер, проектор, экран. Учебно-наглядные пособия в этих кабинетах: 1. Портреты писателей 2. Таблицы по русскому языку |
2 |
Математика, алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия внеурочная деятельность |
Кабинеты математики (№№ 15, 26, 37) В каждом кабинете компьютер, проектор, экран. Учебно-наглядные пособия в этих кабинетах: 1. Таблицы демонстрационные 2. Набор геометрических фигур 3. Портреты 4. Интерактивные плакаты 5-6 кл. 5. Интерактивные плакаты 10-11 кл. 6. Комплект чертежного оборудования и приспособлений. 7. Комплект чертежных инструментов классных. 8. Цифровая лаборатория для учителя. 9. Набор прозрачных геометрических тел с сечениями. 10. Набор деревянных геометрических тел. 11. Модель-аппликация по множествам. 12. Модель-аппликация по числовой прямой. 13. Модели единиц объема. 14. Набор для объемного представления дробей в виде кубов и шаров. 15. Набор моделей для лабораторных работ по стереометрии. 16. Комплект наглядных пособий для постоянного использования. 17. Комплект демонстрационных учебных таблиц. |
3 |
Физика внеурочная деятельность |
Кабинет физики № 31 В этом кабинете имеется компьютер, принтер, доска. Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование: Лаборатория ГИА-9 (для подготовки к ОГЭ). |
4 |
Информатика, внеурочная деятельность |
Кабинет информатики № 21 В этом кабинете имеются компьютеры (17 шт), наушники, проектор, экран. |
5 |
Химия и биология внеурочная деятельность |
Кабинет химии и биологии № 27 В этом кабинете имеется компьютер, проектор, интерактивная доска. Учебно-наглядные пособия: 1. Таблицы демонстрационные |
6 |
Иностранный (английский, немецкий) язык внеурочная деятельность |
Кабинеты иностранного языка (№№ 33, 38) В этих кабинетах имеются компьютеры и экраны. |
7 |
История Обществознание внеурочная деятельность |
Кабинеты истории (№№ 12, 25) В этих кабинетах имеются компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивная доска. |
8 |
География внеурочная деятельность |
Кабинет географии № 11 В этом кабинете имеется компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор. Учебно-наглядные пособия: 1. Глобус физический. 2. Эконом.и социал. география мира.
|
9 |
Физическая культура, внеурочная деятельность |
Спортивные залы (№№ 1, 2 (для учащихся начальной школы)) Учебное и спортивное оборудование: 1. Баскетбольное кольцо. 2. Бревно гимнастическое. 3. Брусья гимнастические. 4. Стенка гимнастическая. 5. Козел гимнастический. 6. Конь гимнастический. 7. Мат гимнастический. 8. Мост подкидной. 9. Сетка д/тенниса с мет. стойками тренировочная. 10. Сетка теннисная с мет. стойками. 11. Ворота для мини-футбола. 12. Стеллаж для мячей. 13. Планка для прыжков м/б. 14. Стойки волейбольные. 15. Стол теннисный. 16. Мяч волейбольный. 17. Мяч гандбольный. 18. Обруч пласт. |
10 |
Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики (Модуль - «Основы православной культуры») Музыка Изобразительное искусство Технология внеурочная деятельность |
Кабинеты начальных классов (№№ 1, 2, 3, 5, 16, 17, 18) – В каждом кабинете имеется компьютер, экран, проектор, магнитная/интерактивная доска.
|
11 |
Внеурочная деятельность |
Актовый зал. |
Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
В школе имеется библиотека. Учебниками обеспечены все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ.
Перечень учебников, используемых в образовательном процессе 2023/2024 учебном году.
Положение о школьной библиотеке.
Положение о школьной медиатеке. (Цифр. подпись)
Перечень учебников, используемых в образовательном процессе 2024/2025 учебном году.
План работы библиотеки МБОУ СОШ № 5 им. Г.А. Сорокина.
Договоры на учебники в МБОУ СОШ № 5 им. Г.А. Сорокина.
Спортивные залы (№№ 1, 2 (для учащихся)).
Спортивное оборудование:
Наименование оборудования |
Использование в образовательном процессе |
Козел гимнастический |
Используется для проведения образовательного процесса |
Мостик подкидной |
|
Палочки эстафетные |
|
Рулетка |
|
Канат для лазания |
|
Стеллаж для мячей |
|
Мяч баскетбольный большой |
|
Мяч баскетбольный детский |
|
Мяч футбольный |
|
Обруч гимнастический |
|
Скакалка |
|
Секундомер |
|
Бревно гимнастическое |
|
Ворота для мини-футбола 2х3 метра (комплект из 2-х шт.) |
|
Рулетка |
|
Секундомер механический |
|
Мяч для метания |
|
Шашки |
|
Шахматы |
|
Мячи для игры в баскетбол |
|
Насос ножной |
|
Маты гимнастические |
|
Эспандер плечевой и др. |
№ п/п |
Наименование предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом: |
Наименование объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ и с перечнем основного оборудования.
|
1 |
Физическая культура, внеурочная деятельность |
Спортивные залы (№№ 1, 2 (для учащихся начальной школы)) Учебное и спортивное оборудование: 1. Баскетбольное кольцо. 2. Бревно гимнастическое. 3. Брусья гимнастические. 4. Стенка гимнастическая. 5. Козел гимнастический. 6. Конь гимнастический. 7. Мат гимнастический. 8. Мост подкидной. 9. Сетка д/тенниса с мет. стойками тренировочная. 10. Сетка теннисная с мет. стойками. 11. Ворота для мини-футбола. 12. Стеллаж для мячей. 13. Планка для прыжков м/б. 14. Стойки волейбольные. 15. Стол теннисный. 16. Мяч волейбольный. 17. Мяч гандбольный. 18. Обруч пласт. |
Аналитический отчет педагога-психолога за 2023-2024 год.
План работы педагога-психолога.
План работы педагога-психолога с родителями.
План работы по профилактике негативных последствий среди обучающихся.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
Программа работы с родителями.
Направления психолого-педагогической деятельности.